«Спартак» (Москва) - основная команда, ветераны, юноши



Шахтер Донецк - Спартак Москва

Дата проведения:  28.10.1983
Место проведения: Донецк, "Шахтёр"
Соревнование: Чемпионат страны

Обо всех замечаниях, дополнениях или неточностях, которые могли появиться в наших базах данных (либо из-за опечаток, либо из-за незнания), просим сообщать в комментариях к данной программе.

Общепризнанные официальные программы

Тираж: 5000
Автор(ы): не указан
PDF:
Кем выпущена: юридическое лицо (ФК, РФС, ПФЛ, ФФ, стадион проведения матча/турнира)
Для кого выпущена: для широкого круга (зрители, участники, пресса)
В каком качестве: оригинал
Где выпущена: в населенном пункте проведения матча/турнира
Когда выпущена: до матча (до или во время турнира)
 Назад


«ШАХТЕР» - «СПАРТАК» - 0:4

Матч № 33. «Шахтер» (Донецк) - «Спартак» (Москва) - 0:4 (0:2).
Донецк. Центральный стадион «Шахтер». 28 октября 1983 г. 8 градусов. 30 500 зрителей.
Судьи Р. Юшка (Вильнюс), Ю. Миляускас (Алитус), И. Лайно (Таллин).
«Шахтер»: Елинскас, Варнавский, Сопко, Раденко, Пархоменко, Рудаков, Ященко (Дыбченко, 58), Соколовский (Пьяных, 76), С. Морозов, Смолянинов, Грачев.
«Спартак»: Дасаев, Сочнов, Бубнов, Базулев, Милешкин, Кузнецов, Гладилин, Г. Морозов, Гаврилов, Черенков (Кужлев, 81), Родионов (Швецов, 59).
Голы: Гладилин (10, 49), Кузнецов (22), Сочнов (47).
Предупрежден Г. Морозов.
Дублеры - 0:0.

Заметно подуставший «Шахтер», у которого довольно короткая скамейка запасных, вряд ли рассчитывал на победу в этой встрече. Так сразу, уже на первой минуте грозно и стремительно прошла комбинация Сочнов - Черенков - Родионов, едва не завершившаяся голом. Еще через несколько минут обнаружилось, что центральные защитники «Шахтера» не в силах противостоять быстрым нападающим «Спартака», которые не случайно рвались к воротам Елинскаса именно через центр.
Роль первопроходца в этой встрече досталась Гладилину, протолкнувшему мяч под бросившимся ему навстречу вратарем. Потом Кузнецов ловко выскочил за спину стопперов «Шахтера» и, подобрав мяч, адресованный туда Сочновым, еще раз поразил ворота.
Что оставалось делать горнякам? Пятиться всем назад и латать прохудившуюся оборону не имело смысла. Лучшим решением было обострение собственной игры в нападении, что «Шахтер» и сделал. Как ни старался спартаковский защитник Морозов, но его подопечный Грачев изрядно-таки потрепал нервы гостям. Причем и сам не раз был близок к успеху, и немало предоставил голевых возможностей товарищам. Соколовский, Ященко, Варнавский, С. Морозов вот-вот, казалось, изменят счет, но мяч либо проходил в стороне от стоек, либо отражался Дасаевым, которому много пришлось потрудиться в этой встрече.
В начале второго тайма «Спартак» двумя удачными выпадами подряд перечеркнул все надежды «Шахтера» отыграться. В первом случае сделали это Черенков, Гаврилов и Сочнов, а во втором мяч был доставлен в сетку усилиями Черенкова и Гладилина, поочередно добивавшими отскочивший к ним мяч.
При таком солидном преимуществе гости доиграли встречу в общем-то активно и не позволили хозяевам «размочить» счет.

Б. БРУСИЛОВ.

Источник: «Советский спорт»




ОСТАЛАСЬ ОДНА ЗАГАДКА

КОММЕНТАРИЙ

Теперь, когда позади остались матчи предпоследнего тура, окончательно стало ясно лишь одно. В заключительной ли встрече или в дополнительном матче, но звание чемпиона страны «Днепр» и «Спартак» разыграют вне зависимости от турнирной конъюнктуры. Никто более не способен помешать этим командам самостоятельно решить тот острейший спор, что завязался у них с первых же матчей второго круга.
Вспомните, на шестом месте завершил первый круг «Днепр», имея в своем активе 20 очков. И только на девятом располагался «Спартак», собравший тогда скромные 18 очков. В 16 последовавших затем встречах эти команды развили непосильный для соперников темп продвижения вперед. По 27 очков (!) набрали во втором круге «Днепр» и «Спартак», всех обошли они в стремительном порыве, вот только заочный свой спор так и не решили. Все те же два очка разделяют их на финише чемпионата, и, вероятно, справедливо, что только во встрече (а может быть, и во встречах) между собой соперники и расставят все точки над i.
Как и «Днепр», испытал в октябре спад, но тоже закончил месяц на оптимистической ноте «Спартак». Лихой (иного слова не подберу) победой над «Шахтером» он, в частности, напомнил о том, насколько тяжел хлеб тренера. После трудной победы над «Жальгирисом», натужной ничьей с «Астон Виллой» услышал я «верные сведения» из спартаковского стана, что, дескать, К. Бесков команду загонял, заставляя игроков тренироваться сверх всякой меры. Однако и на этот раз Бесков положил на лопатки своих критиков, в которых порой чересчур быстро преображаются его вчерашние поклонники.
Какими-то известными, только ему методами опытный тренер привел команду к игре в Донецке посвежевшей и физически, и духовно. А коль скоро, оба претендента на золотые медали проявили в последних матчах интерес к футболу, не испорченный осенней пресыщенностью, то остается только радоваться перспективе увидеть решающую встречу этих команд. А может, и не одну, а еще и дополнительную.
Матчем в Донецке «Спартак» одновременно прорепетировал ответную игру на Кубок УЕФА с «Астон Виллой». Репетиция, безусловно, удалась, а хорошее настроение много значит, под него и дерзнуть легче. О спортивной дерзости здесь не походя сказано. Не выходит из головы откровение К. Бескова:
- Думал, в этом году седьмое-восьмое место займем. Команду на реконструкцию ставить надо было...
«Спартак» прошел реконструкцию, «не останавливая производства». И в самом деле: надолго выбыли из строя такие ключевые в атаке игроки, как Родионов и Швецов, закончил играть капитан спартаковцев Романцев, команду пополнили Резник, Гладилин, Базулев, Милешкин, Бубнов, да и Аргудяев, хотя и был ранее в составе, регулярно заиграл практически лишь в этом сезоне. «Спартак» значительно изменил состав, но, как видите, с высоких позиций не скатился.
Очень жалею, что у К. Бескова не нашлось времени на подробности - наш короткий разговор проходил за несколько минут до начала матча, а продолжить позже беседу на эту тему не удалось. Так и осталось для меня загадкой, какие же шесть-семь команд спартаковский тренер считал способными обойти его клуб.

Источник: «Советский спорт»




ФУТБОЛЬНЫЙ РОМАНТИК

РАЗГОВОР У КРОМКИ ПОЛЯ

Выдающиеся мастера прошлого бывают излишне строги к мастерам, действующим сегодня, полагая, что сопоставление вовсе невозможно. Искреннее признание таланта в данном случае - редкость. И когда Эдуард Стрельцов, со свойственной ему непосредственностью и прямотой говорит о Федоре Черенкове: «Черенок - это игрок!» такое откровение дорого стоит, поскольку выходит за рамки обыкновенного комплимента, дежурной оценки.
Я выбрал Стрельцова в качестве примера категоричности мнения. Но ведь Черенкова выделяют и люди, менее тонко разбирающиеся в нюансах игры, В конце концов, популярность рождается на трибунах, а мало кто сегодня так популярен, как 24-летний спартаковец Федор Черенков - полузащитник, считавшийся в футболе времен Стрельцова скорее всего инсайдом. Впрочем, в нескольких матчах нынешнего сезона, в том числе и в последнем - с «Шахтером», Черенков выполнял роль форварда.
- Перед игрой в Донецке я сам попросил тренеров, чтобы меня, поставили в нападение, - говорит Федор.
— Почему»?
— В предыдущем матче с минским «Динамо» в Лужниках игра у нас не ладилась. В наших действиях не было привычной согласованности. Особенно в атаке. Кто я этом виноват? Каждый из нас должен искать причину в себе. Так вот я, например, в первом тайме мог сделать, как минимум, две-три голевые передачи. Передачи-то сделал, только не в тот момент, когда нужно: торопился, хотел выиграть время. А после перерыва, наоборот, передерживал мяч. Словом, не справился я с обязанностями разыгрывающего полузащитника.
— И потому решили временно сменить амплуа?
— Просто подумал, что в сложившейся ситуации, в том составе, какой предполагался на матч с «Шахтером», я полезнее сыграю на передней линии. Там, правда, держат плотнее и открываться нужно постоянно. Но это меня никогда не пугало. Хороший разыгрывающий в современном футболе должен уметь и строить атаку, и завершать ее. Как это делал, например, Круифф.
— А сколько игр вы видели с его участием?
— Увы, немного. Но вот недавно в хронике показывали фрагменты чемпионата мира 1974 года. В одном из них Круифф отдал такой пас Неескенсу, что у меня дух захватило. Он все рассчитал идеально точно: и время полета мяча, и траекторию, и скорость продвижения партнера, и силу своего удара. Красиво! Как тут не попытаться самому в игре воспроизвести увиденное.
— Удавалось?
— Далеко не всегда. Чтобы исполнить такой пас, нужно по мастерству хотя бы приблизиться к Круиффу. К этому и стремлюсь...
...Присмотритесь внимательно к действиям Черенкова. Как часто загадочны они для соперника. Вот, получив мяч. Черенков неторопливо продвигается вперед, усыпляя бдительность соперников. Чего ждать от него? Защитники словно находятся под его гипнозом, и когда Черенков резко ускоряет бег, часто остаются за его спиной растерянные и недоуменные.
Подобное Черенков проделывал не раз. Казалось бы, соперники должны быть готовы к его очередному «сеансу гипноза». И тем не менее почти в каждом матче они поддаются ему, снова и снова попадая в ловушки, умело расставленные и искусно замаскированные Черенковым.
...Я смотрю в окно: мальчишки гоняют мяч в хоккейной коробке. Мне легко представить среди них маленького Федю. Легко, ибо и в теперешней игре, при всей жесткости ее тактических схем, он сохранил в себе романтику дворового футбола.
— Я родился и вырос в Москве, в Кунцевском районе. А играть в футбол начал в команде ЖЭКа № 15. Потом играл в клубе «Кунцево» с ребятами, которые на два года были старше меня. Однажды наш тренер Михаил Иванович Мухортов позвонил своему старому товарищу Анатолию Евстигнеевичу Масленкину: «Есть у меня один паренек - советую тебе взять его к себе в «Спартак». Это он, как выяснилось, обо мне говорил, а я буквально накануне выдержал экзамен в ФШМ. Но когда услышал про «Спартак», то страшно обрадовался: я же болел за эту команду... Тренировался у Масленкина, затем у Владимира Игнатьевича Чернышева. В 1977 году пробовал свои силы в «дубле», а в следующем сезоне впервые сыграл за основной состав «Спартака».
— Против какой команды?
— Против «Арарата». Я вышел на замену, когда счет был уже 3:0 в нашу пользу, и тренеры, выпустив новичка, с одной стороны, ничем не рисковали...
- А с другой?
- С другой, понимаю теперь, рисковали. Я же мог растеряться, сыграть настолько неудачно, что разочаровал бы тренеров. Этого и боялся. Не знал я в ту пору, что Константин Иванович Бесков даст возможность новичку проявить себя, даже если тот не выдержит первого экзамена.
- В то время, насколько мне известно, вам приходилось держать экзамен не только на поле, но и в аудиториях Московского горного института. Преподаватели вам тоже шли навстречу?
- Я не ждал поблажек от преподавателей. Конечно, было нелегко. Но у нас была дружная группа, и ребята помогали мне. Со многими из них я и сейчас поддерживаю товарищеские отношения: мы встречаемся, обсуждаем наши дела, и я прислушиваюсь к их замечаниям, касающимся моей игры.
— А как бы вы объяснили им, почему в этом сезоне заиграли увереннее, интереснее?
— Вопрос непростой, но постараюсь ответить, тем более, что мне самому в этом хотелось бы разобраться. Прежде ведь как бывало: встречаемся с сильным соперником — я излишне взволнован, возбужден. Предстоит матч с командой послабее — чересчур спокоен. И то и другое состояние отражалось на игре. Я не умел управлять собой, не умел готовить себя к игре. И только на шестой год овладел секретами самоподготовки: выхожу на поле уравновешенным, в том самом душевном состоянии, которое и позволяет играть в полную силу.
— Вам приходится в нынешнем сезоне играть и за «Спартак», и за первую сборную, и за олимпийскую. Не тяжело?
— Это приятная тяжесть. Я счастлив, что нужен и там, и здесь. Да, частые переезды, игры, тренировки — иногда устаешь. Но сил в игре не экономлю. Знаю, попытаешься сберечь энергию на следующий матч, вовсе затеряешься на поле. Чтобы этого не случилось, стараюсь превозмочь себя, концентрирую внимание на каждом эпизоде. Константин Иванович безусловно прав, когда говорит, что функциональная подготовка в определенной степени закладывается в самой игре. Действуя вполсилы, невозможно поддерживать спортивную форму на высоком уровне.
— Матчи, тренировки, переезды... Дома вы нынче редкий гость. В семье, по всей вероятности, к этому уже привыкли?
— Оля, моя жена, привыкла давно. Мы с ней знакомы со школьной скамьи, и она, когда выходила замуж (Федор смеется) — знала, на что шла. А вот Настенька, дочка наша, никак не может смириться с тем, что ее папа такой занятой человек.

Беседу вел Л. ТРАХТЕНБЕРГ.

Источник: «Советский спорт»